Турандот заглянула за кулисы

Театральная премия «Хрустальная Турандот» в Вахтанговском театре дала бал. Но в отличие от предыдущих, проходящих с завидной регулярностью в честь звезд кино и театра, эта посвящалась «бойцам» невидимого фронта. А именно: гримерам, костюмерам, билетерам и гардеробщикам.

«Московский комсомолец», 2012

«Хрустальная Турандот» нашла свою «Пристань»

Лучшим спектаклем прошедшего сезона стала «Пристань». На сцену поднялись занятые в постановке Юлия Борисова и Василий Лановой, Галина Коновалова и Владимир Этуш, Людмила Максакова и Юрий Яковлев. И встал зал, приветствуя великих актеров. Дмитрий Бертман, поздравляя их, произнес очень своевременные слова о том, что Туминас построил пристань, к которой причалили актеры. Построил, «не пролив ни капли их крови», никого не увольнял и не разгонял, а обратил в свою веру, и они его приняли и полюбили…
Церемония дель арте не по написанному сценарию, а волею тех, кто вручал награды, и тех, кто их получал, — вышла остроумная и возвышенная, как сказка о Принцессе Турандот.

«Известия», 2012

За Державина не обидно

Можно только позавидовать участникам и гостям этого грандиозного театрального праздника: они с бокалами шапмпанского будут расхаживать по залам Третьяковки, любезно принимающей их в этот вечер, а потом соберутся в Инженерном корпусе, где знаменитая принцесса Турандот (то бишь актриса Мария Аронова) будет, как ей и положено, задавать «загадки» . То есть требовать у жюри назвать лучшие спектакли, лучших актеров, лучших художников московской сцены. Впрочем, за арбитров во главе с председателем Борисом Беленьким можно не быть спокойным. Хотя они по традиции премии «Хрустальная Турандот» не профессионалы, их оценки всегда точно попадают в цель и столичная Мельпомена остается довольной.

«Труд», 2007

Чувствительнейшая благодарность

…Основная интрига «Турандот» состоит в том, что до самой церемонии никто, кроме членов жюри, не знает, какие именно спектакли номинировались на награду. В назначенный день в Кусково объявляют только лауреатов, то есть проигравших как бы и нет. Больше того, нередко победители «Турандот» получают впоследствии и «Золотые маски» . Так, например, «Три сестры» мастерской Петра Фоменко отмечены «Турандот» в 2005 году, а «Маской» — в 2006-ом.
Награды в 2006 году получили те постановки, о каждой из которых столичная пресса отзывалась как о лучшей или одной из лучших в сезоне. Так, большое потрясение у критиков и зрителей вызвала Вера Алентова, сыгравшая Винни в «Счастливых днях» по пьесе Сэмюэля Беккета (спектакль поставил воронежский режиссер Михаил Бычков в Театре имени Пушкина). Превращение популярнейшей «социальной» актрисы в эксцентрическую и трагикомическую обеспечило Алентовой первую в ее жизни театральную премию.

Lenta.ru, 2006

Очаровательная спонтанность

… Как справедливо заметил Олег Табаков, награждавший лучшего дебютанта прошедшего сезона, «Хрустальная Турандот» отличается «очаровательной спонтанностью происходящего – трудно понять, против кого они дружат».

«Независимая газета», 2006

«Хрустальные восторги» упрямой Турандот

… На этот раз номинанты не упоминались вовсе – ни журналисты, ни сами участники отобранных спектаклей и не знали, кто с кем соревнуется. Дух интриги витал над усадьбой знаменитого театрала Шереметева. Вообще более красивой и душевной церемонии. Кажется, у нас еще никто не придумал. И центром ее. Как и всегда, стала упрямая китайская принцесса Турандот в блистательном исполнении Марии Ароновой, которой на этот раз ассистировал неподражаемый сват из гоголевской «Женитьбы» … Александр Адабашьян. Вместо нудного перечисления победителей получился динамичный и остроумный спектакль…

«Московская правда», 2006

Рыба и достоинство

… Особенное внимание фотографов в тот вечер привлекали Владимир Этуш, Михаил Жванецкий, Юлия Меньшова, Алексей Баталов и Лев Дуров. Последний – совсем не случайно, как узнали собравшиеся в ходе вечера. Именно ему досталась самая почетная награда премии — хрустальная статуэтка «За честь и достоинство». Знаменитый актер, перенесший недавно две сложнейшие операции и покинувший по состоянию здоровья пост художественного руководителя Театра на Малой Бронной, держался молодцом и отнесся к награде с должной степенью иронии:
— Подошел тут ко мне некоторое время назад один молодой человек и сказал: «Лев Константинович, вы у нас на очереди на «Честь и достоинство». Я спросил: «А что, за этими понятиями надо в очереди стоять?» Он обиделся и ушел. А потом мне приснился жуткий сон. Морозное утро какого-то военного времени. Я стою в длинной очереди в магазин. А на магазине вывеска: «Мясо. Рыба. Честь. Достоинство». И когда до меня дошла очередь, продавщица сказала: «Мясо и честь кончились. Остались только достоинство и рыба». Зал устроил лауреату овацию и провожал его стоя…

«Россiя», 2006

Над Кусково дождя не будет

– «Турандот» отличается от других премий одним очень важным обстоятельством: есть лауреаты, но имена номинантов не звучат.

– Три-четыре года назад мы перестали их озвучивать, ведь в России пока не привилась возможность радоваться за других. Наверное, у российского человека, пришедшего на «Турандот», и у американца, пришедшего на «Оскар», разные ментальности. Сколько бы не говорили, что само попадание в зал Шереметьевского дворца и включение в номинанты само по себе почетно, но нашему человеку это непонятно.

– Кстати, в прошлом сезоне московские театры обвиняли именно в отсутствии тонкости, зато в коммерциализации. В этом году ситуация изменилась?
– Театр не может существовать только в коммерческой плоскости. Сегодня есть две дороги: по хайвею катят коммерческие спектакли, а по крутой, извилистой, но непременно ведущей вверх тропе идет настоящее искусство, которое сегодня рождается в маленьких залах, что называется – «в подвалах». Вот Табаков на большой сцене может показать коммерчески успешный проект, а в подвале у себя занимается искусством. Сегодня так устроена жизнь, и я не берусь судить, хорошо это или плохо. А ценителей настоящего искусства меньше – их всегда было меньше, чем желающих развлечься. … Знаете, Господь, чтоб дать заповеди, привел евреев к Синаю, хотя мог бы к любой огромной горе – хоть к Монблану, хоть к Эльбрусу, хоть к Эвересту. Но он привел его к маленькой. Значит, когда есть, что сказать, высокая трибуна не нужна…
– То есть премия дается именно тем, кому есть, что сказать?
– Абсолютно. Тем людям, которые вершат акт искусства. Хотя у нас был прецедент. Поскольку у нас нет жесткого набора премий, мы можем вводить новые номинации, так в прошлом году мы вручили Коле Караченцову «Хрустальную Розу». «За вклад в театральное искусство Москвы» получили премии Декланн Доннеланн и Богдан Ступка, эти «пришельцы», которые не «наследили» на московских подмостках, а оставили свой след. Так вот, однажды мы вручили «Хрустальную Стрелу» Володе Машкову за спектакль «№ 13». Он разбудил тихое болото академического театра, туда пришел Табаков, большой и сильный менеджер, саратовский волжский бурлак. Это был не просто спектакль, а мощный глоток свежего воздуха.

— Премия исключительно московская, но из Москвы в область и во всю Россию уходят диски проекта «Театр у микрофона».
– Потенциал премии позволяет не только величать известных артистов в час их триумфа: актеры должны будоражить мозги и души. Мы сделали этот проект, нам помогают наши друзья, открытые к сотрудничеству, абсолютно точно понимающие слова Саввы Мамонтова: «Если думать только о хлебе насущном, то и хлеба не будет». Можно сколько угодно говорить, что у молодежи пустые головы, но если туда ничего не вложить, они так и останутся пустыми…

«Театрал», 2006

Заслуженная принцесса

…Выбор принцессы лучших актерских работ не для всех был очевиден. Но каждому симпатичен.  В самом деле. Разве не достоин награды Владимир Зельдин, к своему 90-летнему юбилею сыгравший Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи» (Театр Российской армии)? И пел и танцевал он действительно лучше всех. Это ли не подвиг, достойный внимания царственной особы.
А уж признание трех ведущих актрис Мастерской Фоменко Галины Тюниной, Ксении и Полины Кутеповой вообще никаких сомнений не вызывает. Им на троих досталась одна хрустальная статуэтка, потому что Чеховских «Трех сестер» (режиссер Петр Фоменко) они и впрямь сыграли как единое и гармоничное целое…
Галина Тюнина: «Признание коллег всегда приятно, всегда поддерживает. …Сама церемония вручения «Хрустальной Турандот» — настоящий праздник и возможность встретиться с людьми из разных театров, пообщаться в свободной и радостной обстановке…»

«Итоги», 2005

«…Премию за честь и достоинство в этом году дали директору Театра  им. Вл. Маяковского Михаилу Петровичу Зайцеву, и люди, хорошо его знающие, не дадут соврать – это идеальный выбор. Для Николая Караченцова придумали приз «Хрустальная роза», данный в знак любви и поддержки. Вручение зал приветствовал стоя, жена актера с трудом скрывала волнение. Дамы роняли слезу, и искренняя эта чувствительность была хорошим завершением кусковской церемонии.

«Ваш досуг», 2005

Николаю Караченцову передали «Хрустальную розу»

… специально для Николая Караченцова… учредили специальный приз – «Хрустальную розу». За ней поднялась на сцену супруга актера Людмила Поргина.
— Знаете, я сейчас счастлива, — сказала жена Николая Петровича. — Надо пережить такую грозу, такой шквал, чтобы понять, как прекрасно голубое небо, белые облака и эти лица в зале… Я надеюсь, что в следующем году мы с Колечкой придем сюда вместе».

«Комсомольская правда», 2005

Сергей Женовач: Мне нравятся общества взаимного восхищения»

Среди награжденных «Хрустальной Турандот» — режиссер, мастерская которого стала главным театральным открытием года в Москве»… Сергей Женовач: «Мне нравятся общества взаимного восхищения».

«Комсомольская правда», 2005

Заслуженная принцесса

…Сюрпризом для собравшихся стало объявление номинации «За лучшую женскую роль». На сцену поднялись сразу три актрисы театра «Мастерская П.Н. Фоменко»: Галина Тюнина, сестры Полина и Ксения Кутеповы – исполнительницы ролей Ольги, Маши и Ирины в чеховских «Трех сестрах». Одна принцесса на троих. Зато – хрустальная и по праву завоеванная талантом и мастерством…
… Впервые за беззаветное служение театру приз в номинации «За честь и достоинство» был вручен директору Театра им. Вл. Маяковского Михаилу Петровичу Зайцеву. Случай беспрецедентный. …
… В финале торжества собравшихся ждал еще один сюрприз. «Хрустальную розу» от «Хрустальной Турандот» лично вручила Принцесса – Аронова для Николая Петровича Караченцова его жене Людмиле Поргиной…

«Московская правда», 2005

Разговаривай веером!

… на сцену вынесли еще одну статуэтку – хрустальную розу, не премию даже, а знак поддержки. Чистой дружбы и прозрачных помыслов, предназначенный Николаю Караченцову. За призом поднялись Инна Чурикова и Людмила Поргина . Зал поднялся в третий раз и долго аплодировал…

«Вечерняя Москва», 2005

Николаю Караченцову поможет выздороветь китайская принцесса

Караченцов, по словам супруги, хочет поскорее предстать перед публикой, но врачи пока считают это преждевременным. К сожалению, 29 июня он не появится в музее-усадьбе «Кусково», где пройдет церемония награждения лауреатов «Хрустальной Турандот». Я обязательно сообщу ему о присуждении почетной награды, — сказала Поргина. – Для Коли внимание коллег и зрителей – сейчас лучшее лекарство».

«Известия», 2005

Только б не было дождя!

Внутренние достоинства «Турандот» заключаются в том,  что ее новых лауреатов всякий раз выбирает абсолютно не театральное, хотя в высшей степени представительное жюри. … Сами себя эти люди именуют «просвещенными зрителями». Ясно, что на них, во-первых, трудно влиять, а во-вторых,  они не будут лоббировать «свои» кандидатуры, поскольку их профессиональные интересы  лежат в смежных, параллельных или даже перпендикулярных драматическому театру областях.
Внешние прелести «Турандот» очевидны. Это единственная премия, которая вручается на пленэре и может считаться поистине светским мероприятием. Не тысяча взопревших гостей в душном зале, а 250 избранных персон на свежестриженных газонах усадьбы «Кусково». … «Турандот» идеально закрывает театральный сезон…

«Русский курьер», 2004

«Хрустальная Турандот» вернулась

… Любимая премия московских актеров и режиссеров, несмотря на вынужденный «антракт» не отошла от своих канонов… Господа артисты, режиссеры и сценографы с замиранием сердца следили за каждым словом принцессы и ее свахи, которые представляли лауреатов весьма завуалировано.
Разгадав очередную загадку, зал старинного дворца взрывался овациями и еще до того, как президент НП «Хрустальная Турандот» Борис Беленький официально объявлял победителя. Обладателем «принцессы» в номинации «За честь и достоинство» стал совсем молодой театральный коллектив «Мастерская Петра Фоменко»… Вместо со своим отцом-основателем режиссером Петром Фоменко на сцену поднялась почти вся труппа прославленного театра…»

ИИЦ «Парнас», 2004

Возвращение Турандот

…Церемонию в усадьбе на пленэре всегда сопровождают замечательная камерная музыка и лучшие в Москве фейерверки, а саму премию – довольно частые попадания в десятку…
… В связи с последней премией учитель Карбаускиса Петр Наумович Фоменко пожелал своему ученику «трудностей, к которым тот уже готов», а работодатель Карбаускиса Олег Павлович Табаков лукаво извинился перед ревнивыми учетчиками его успеха.

«Вечерняя Москва», 2004

Хрустальный звон

Все награды розданы в пределах здравого смысла и хорошего вкуса…

«Время новостей», 2004

Не забыл и про нас Олег Павлович

… Само распределение наград почти не вызывает сомнений, а публикой встречалось с большим воодушевлением: премию «За честь и достоинство» впервые дали не какому-то актеру или актрисе, а целому театру «Мастерская Петра Фоменко». Передававший им награду Вениамин Смехов прочитал остроумный спич, в котором назвал репетиции Фоменко «сеансами обольщения, семейным сговором театральной алхимии», а саму Мастерскую — «музыкально-эротическим театром».
Благодаря за премию, Петр Наумович сказал, что «артист знает одну награду – слова, слова. Слова…» Шутил, что уже почти ничего не боится, кроме мобильников во время спектакля…

«Независимая газета», 2004

Созвездие «Хрустальной Турандот»

… Олег Табаков поделился своими мыслями о предстоящей церемонии: «Мне кажется, что выбирать лучших в театре очень сложно – каждому нравится свое. … Но люди достойны того, чтобы их заслуги были отмечены. А полной объективности, конечно, быть не может» — «Созвездие «Хрустальной Турандот».

«Hello», 2004

Принцесса отдалась шуту

…Принять хрустальную принцессу Жене посчастливилось из рук настоящей королевы – Аллы Пугачевой. Попав в абсолютно чуждую среду, примадонна совершенно искренне , не без удивления заметила» «Какие хорошие неиспорченные вокруг лица. Наверное, вы достатка не знаете? Как у вас тут все честно, неподкупно…» Признавшись в любви и восхищении Евгению Миронову, Алла Борисовна не преминула заверить всех, чтобы не смотря ни на что, кончины ее не ждали. Мол, она не из тех актрис, которые мечтают умереть на сцене. «Я очень хочу жить, особенно когда смотрю на Миронова», — откровенничала звезда шоу-бизнеса…

«Экран недели», 2001

Вручена «Хрустальная Турандот»

… В этом году у принцессы появилась «хрустальная стрела», которую вручили режиссеру Владимиру Машкову за спектакль «№13». Кроме того, нынешняя «Турандот» расширилась на одну номинацию. Кроме статуэтки «За многолетнее служение искусству» (В этом году ее получил Владимир Зельдин) и «За честь и достоинство» (Владимир Васильев) появилась «Турандот» для лучшего «иностранца» на русской сцене. Им стал киевлянин Богдан Ступка…

«Ведомости», 2001

Чтоб мы так жили!..

«Хрустальная Турандот» — единственное протокольное театральное мероприятие в столице, которое невозможно пропустить… Очарование «Турандот» заключается в ее безупречной светскости. … В конце концов важен не фигурный хрусталь, а чистая атмосфера.
Нынешняя – возобновленная, да в добавок еще и юбилейная «Турандот» по составу гостей преподнесла несколько сенсаций. «Вручанты» оказались не слабее лауреатов. Статуэтку за лучшую мужскую роль сезона (секретарь Пигден в «№13») вручала Евгению Миронову сама Алла Пугачева…

«Новые известия», 2001

Прозрачная премия

… Для представления каждого лауреата был найден особый «ход». Ему то выдавали аттестат зрелости, то предлагали к нему инструкцию по эксплуатации, то восхваляли его в духе восточных краснобаев (Владимир Зельдин, скажем, был назван «стройным кипарисом парка юрского периода»). Особенно удачно представили Владимира Васильева. На него, как оказалось, поступил донос от лица так и не сумевших справится с ним болезней, в число которых вошла пляска святого Витта.
Из вручантов лучше всех смотрелась Алла Пугачева, награждавшая Евгения Миронова. Всенародно любимая певица искренне восхитилась честностью жюри и непринужденностью атмосферы, и, обращаясь к Турандот, заметила: Я даже не поняла, что здесь происходит. Вы мне так напомнили молодую Ротару».

«Время новостей», 2001

«Турандот» за два сезона

…Она (премия «Хрустальная Турандот») должна была пройти еще осенью, но тогда произошел скандал с призами: статуэтки были исполнены так скверно, что устроители премии не сочли возможным вручать их лауреатам. Так что премия будет вручаться по итогам теперь уже двух театральных сезонов. …
… Из новинок премии – номинации «За вклад в театральное искусство Москвы» и «За честь и достоинство». Победители известны заранее: «за вклад» отмечены английский режиссер Деклан Доннеллан (Declan Donnellan) и украинский актер Богдан Ступка (Bogdan Stupka), а «за честь» — бывший худрук Большого Владимир Васильев…» Павел Сигалов
«ТВ-парк», июнь, 2001.
«Дизайн хрустальной принцессы в этом году решено было изменить. «Турандот» действительно преобразилась. Ее изящную головку теперь украшает вуаль, которая легким движением руки превращается в… рюмку. Из таких рюмок и пили шампанское победители…
… Принцессы Олегу Табакову не досталось, но что может быть приятнее для учителя, чем триумф учеников. Евгений Миронов и Владимир Машков главным виновником своих побед назвали именно Олега Павловича…

«Коммерсант», 2001

Евгений Миронов: Я на седьмом небе от счастья!

… Евгений Миронов, признанный лучшим актером, получил хрустальную «даму» из рук Аллы Пугачевой. Евгений сказал, что чувствовал себя на седьмом небе от счастья. «В детстве мне, мальчику из Саратовской области, даже во сне не могло привидеться, что когда-нибудь мне будет вручать награду королева!» — признался Миронов…

«7 ДНЕЙ», 2001

Турандот сменила имидж

В минувший вторник вечером в Кусково, в парадный дворец графа Шереметьева, съехался весь цвет столичных театров… Сама «Турандот» в этом году видоизменилась. Теперь у хрустальной статуэтки вместо короны — съемная китайская вуаль, которую запросто можно использовать вместо бокала.

…Рекордсменом по количеству наград стал «Ленком» со своим спектаклем «Шут Балакирев» , что справедливо (Лучший дебют  Сергей Фролов, дучшая женская роль Александра Захарова, лучший сценограф Олег Шейнцис). Лучшим режиссером был назван Кама Гинкас за спектакль «Черный монах» . А приз за лучшую мужскую роль (спектакль «№13» ) достался элегантному Евгению Миронову в черном костюме и белом галстуке. Нововведение этого года специальный приз  «Хрустальная стрела» получил режиссер спектакля «№13» Владимир Машков.

«Московский комсомолец», 2001

Владимир Зельдин стал кальяном и получил принцессу с рюмкой

Во вторник в Кусково в очередной раз прошла церемония вручения «Хрустальной Турандот» — одной из самых эффектных театральных премий столицы. Решение жюри неожиданностью не стало: победил спектакль Марка Захарова «Шут Балакирев» , поставленный в «Ленкоме» по последней пьесе Г. Горина. В принципе это уже традиция: ежели Марк Анатольевич поставил спектакль, так быть ему с хрусталем. В этом году, помимо статуэтки, в главной номинации ленкомовцы получили еще три премии: за лучшую женскую роль награждена Александра Захарова, замечательно сыгравшая Екатерину Первую, за лучший дебют «принцессу» вручили Сергею Фролову, изобразившему собственно шута Балакирева, а лучшим сценографом признан Олег Шейнцис, придумал простую и впечатлюющую декорацию.

«Комсомольская правда», 2001

Свободу муз оспорить не дано

«Хрустальная Турандот» — старейшая из многочисленных театральных премий, существующих сейчас в Москве… У «Хрустальной Турандот» нет ни профессионального снобизма, как у «Золотой маски», ни идеологической сверхзадачи: например, найти точки пересечения театра и масс-культуры и уловить таким образом направление моды … Нет даже флера благодарности деловых кругов служителям Мельпомены…

«Ведомости», 1999

Две «Хрустальные Турандот» оказались «На дне»

Если ориентироваться на вкусы жюри, то сегодня в чести спектакли без претензий на новое слово в искусстве, без колющих глаза концепций, с легко узнаваемыми аналогиями, с удобной атмосферой для актеров, которым есть где развернуться, с подчеркнуто незаметным присутствием режиссера… Пред женскими чарами жюри не устояло и вручило сразу две премии (Марине Нееловой и Марии Ароновой)… Первая на церемонии отсутствовала, зато вторая унесла еще один спецприз, который аж с 1947 года передается великими актерами — полотенце, расшитое цитатами из «Горя от ума» и «Жизни за царя». Его преподнесла лауреатке Юлия Борисова, которая. В свою очередь, получила его от Василия Топоркова.
И наконец лауреатом премии за доблестное служение театру стал Юрий Яковлев, который признался, что премиями не избалован – их изобилие появилось тогда, когда он почти перестал сниматься. И заявил, что «Хрустальная Турандот» для него самая дорогая из всех возможных. Но это не было актерским кокетством, Юрий Васильевич в свое время проучился на курсе Цецилии Мансуровой – первой Турандот в легендарной постановке Вахтангова…

«Вечерняя Москва», 1998

Приз «За лучшую мужскую роль» получил Александр Абдулов. Вручавший ему «Турандот» Андрей Макаревич, разводя руками, заметил: «Я знаю Александра Гавриловича очень давно. И могу сказать, что «Варвар и еретик» — это как раз для него. Я предполагал, что работа ему удастся. Но он превзошел все мои ожидания». … Инна же Чурикова (лучшая женская роль), помахав своей «Турандот» зрительному залу, воскликнула: «Благодарю жюри за отличный вкус и умение распознать настоящее искусство».

«7Дней», 1997

… «Хрустальная Турандот» неуязвима, поскольку она частная, учреждена ассоциацией деятелей культуры и лично президентом Борисом Беленьким. … Их кредо: «Театр существует для зрителя»…
… Ставший главным героем церемонии Марк Захаров не без юмора заметил …: «Дать четыре премии в один театр – значит обладать абсолютной независимостью и абсолютной свободой»…
Об отношении к результатам награждения Владимир Этуш честно заявил: он жюри доверяет и, на его взгляд, все в порядке.
… На церемонии еще раз прозвучал отрадный факт: люди в театр ходят.

«Куранты», 1997

… Впервые в истории «Хрустальной Турандот» премия за доблестное служение театру была присуждена двум мастерам — Олегу Ефремову… и Михаилу Ульянову…

«Российские вести», 1997

Набираясь опыта из года в год, восьмая церемония явила собой образец высокого вкуса и интеллигентности.
Абсолютным фаворитом по количеству хрустальных наград стал московский спектакль «Варвар и еретик» — вольная экранизация «Игрока» Федора Достоевского, получивший четыре премии из восьми вручаемых…
В заключение теплые слова в адрес устроителей высказал вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, который отметил душевность, незаорганизованность и дружескую атмосферу праздника…
… О признании самой театральной премии говорит сообщение Бориса Беленького о том, что одна из звезд в созвездии Близнецов названа именем «Хрустальной Турандот».

«Подмосковные известия», 1997

… Актеру премии нужны, как детям витамины, — от них они растут. …Премия должна вручаться от имени зрителей — ведь для их актер и работает. Просто зритель должен быть с большой буквы. Зритель, интеллекту и нравственности которого можно доверять…

из интервью Б. Беленького, «Деловой Мир», №84, 6-9 июня 1997

Девятого июня в седьмой раз давали «Хрустальную Турандот».
После напряжения, ссор и обид «Золотой маски», ощущалась уместность этой премии. … Стало ясно, что не имеет смысла обсуждать сравнительные достоинства выдвинутых и получивших премию работ… Зрителям не прикажешь – кого захотели, того и выбрали. … Приятно было, что среди любимых были найдены прежде обойденные и несправедливость устранена: хрустальные фигурки «За доблестное служение театру» получили два грандиозных актера, нынче редко получающие премии – Олег Ефремов и Михаил Ульянов. Александр Абдулов неожиданно признался, что это первая в его жизни награда…

«Итоги», 1997

Вручены московские театральные премии

… Расходясь, многие повторяли слова, сказанные Инной Чуриковой по поводу «Хрустальной Турандот»: «Жизнь сурова, и без праздников жить было бы печально».

«Коммерсант-DAILY», 1997

… «Хрустальная Турандот» вручается в этом году в шестой раз. Ее основателю и вдохновителю Борису Беленькому еще в прошлом году пришла в голову счастливая идея перенести церемонию награждения из обычных театральных залов на открытое пространство усадьбы Кусково, что сразу сместило акценты с вручения театральных премий на сам праздник в честь театра и театральности…
… Важно иметь возможность отметить итог сезона красивым праздничным действием, которое само по себе будет для театральной публики желанным и привлекательным…

«Огонек», 1996

… Уже второй год в живых декорациях роскошной Кусковской усадьбы графов Шереметевых разыгрывается празднично-шутливое театрализованное действо присуждения премий в области драматического театра «Хрустальная Турандот». Учрежденный шесть лет назад, … этот приз, вручаемый по итогам предварительного конкурса, стал одним из самых престижных и желанных в театральном мире…
… Надо отдать должное принцессе: здесь, на церемонии, она оказывается куда добрее, нежели в спектакле, благосклонно допуская подсказку принцу в форме музыкального, вокального или танцевального номера, после которого Калаф, конечно же, безошибочно называет имя победителя…

«Московская правда», 1996

… С воем и визгом разрезали небо «Шутихи», выхватывая из темноты светившиеся детской радостью лица в усадьбе графа Шереметева «Кусково». Покойный граф, имя которого прочно связывают с историей зарождения московских театров, вряд ли предполагал, что в его дворце служители Мельпомены устроят свой праздник – церемонию награждения призами «Хрустальная Турандот».
… Каждый раз члены жюри – люди, у которых по свидетельству Николая Петрова «трудовые книжки в театрах не лежат», — совершают паломничество в нашу театральную Мекку (то есть обходят столичные храмы драматического искусства) и отыскивают лучших из лучших…
… Приз «За долголетнее служение театру» был вручен неувядающей Вере Васильевой, владеющей своим секретом «средства Макропулоса». «Каждый раз ухожу со сцены на 15 лет моложе», — призналась актриса.
Но это еще не все. Каждому призеру вручили по два билета в Ла Скала, Венскую оперу, Гранд-опера или Альберт-холл, по выбору самих лауреатов…

«7 дней», 1996

В мае московский бомонд потрясла великолепная церемония награждения лауреатов ежегодного театрального конкурса «Хрустальная Турандот», проводившаяся уже в шестой раз…
…  На этот раз в роскошном дворце награждали хрустальной статуэткой Принцессы Турандот … и маститых мэтров, и начинающие таланты… «Вечно женственная» Наталья Гундарева, по мнению жюри, сыграла лучшую женскую роль года в спектакле им. Вл. Маяковского «Театральный романс» … Своим обаянием и юной красотой всех покорила дебютантка года – 22-летняя актриса Амалия Мордвинова, сыгравшая в спектакле Марка Захарова «Королевские игры»…

«AEROFLOT», 1996

…Праздник удался, без сомнения… Красота интерьера и ландшафта превратила оригинальный вечер в эксклюзивное событие – торжественное, элитарное и неповторимое.

«Российские вести», 1996

«Хрустальная Турандот» — премия личных пристрастий. Будущих лауреатов выдвигает и просеивает очень ограниченный круг лиц, чье мнение о событиях театрального сезона не безусловно, но любопытно. В этом году компания подобралась следующая: Екатерина Максимова, Игорь Моисеев, Николай Петров, Николай Сванидзе.
Жюри назвало те спектакли и имена, за которые на протяжении сезона активно «голосовала» московская публика. …
… Валерий Фокин становится лауреатом премии «Хрустальная Турандот» второй сезон подряд. Это уже не случайность, а тенденция… На авансцену выходят молодые. Таков самый радостный итог завершившегося сезона.

«Известия», 1995

«Турандот» в этом году  практически распрощалась со своим «теневым кабинетом», состоящим из критиков-советчиков. Расставание произошло по причине ангажированности некоторых из них. Спору нет – это ей (в смысле «Турандот») пойдет только на пользу…

«МК», 1995

… Жюри, называющее себя более зрительским, чем компетентным (в нем нет ни одного критика), огласило результаты…
… приятно, что наконец отметили «Чайку» и не затасканные театральными обсуждениями работы – Кин IV», «Превращение»…

«МК», 1995

… Особенность этого конкурса в том, что у него нет раз и навсегда установленных номинаций. Представительное жюри из людей вполне уважаемых, однако не имеющих профессионального отношения к драматическому театру, беспристрастно отбирает наиболее яркие театральные события сезона, а уже среди них называет самых, самых…

«Московская правда», 1995

… «Хрустальная Турандот» может быть отнесена к числу достойных премий, так как … вокруг нее не пахнет деньгами (деревянными и твердыми), как правило, вызывающими зависть и кривотолки».

«МК», 1994

… Театральные деятели поступили проще и мудрее – предоставив слово пусть не рядовому (в состав жюри входили Борис Беленький, Евгений Киселев, Сергей Красавченко, Екатерина Максимова, Игорь Моисеев, Элла Памфилова, Николай Петров, Петр Тодоровский, Андрей Макаревич), но зрителю. И получили результат, который мог бы дать повод для исследований группе Даниила Дондурея…

«Коммерсант – DAILY», 1994

Как восклицательный знак под занавес театрального сезона – состоявшаяся церемония вручения «Хрустальной Турандот». Изящная статуэтка из горного хрусталя становится счастливо найденным символом, за которым не следует чек с внушительными нулями, но следует главный капитал – признание…
Виновники торжества не благодарили на этот раз партию и правительство, президента и парламент. Они говорили «спасибо» своим близким – маме, папе, мужу, учителю, ученикам, друзьям. И по этой интонации избранники «Турандот» вдруг оказались так похожи на обладателей знаменитого «Оскара».

«Известия», 1994

… Актеру нужна публика, и чем она больше, тем лучше. Актеру нужен успех, и чем он громче. Тем лучше. Победа в конкурсе «Хрустальная Турандот» не влечет за собой получения денег, но несет признание.
Каждый раз подведение итогов конкурса делает в Москве много шума, есть куча обиженных, лоббистов. Но жюри конкурса абсолютно независимо, его члены не имеют отношения к драматическому театру как профессионалы, они – зрители…
Какая сила стоит за праздником «Хрустальной Турандот»? Борис Беленький отвечает: «Сила, возникающая, когда объединяются люди с совестью, которые хотят сохранить радость служения искусству.»

«ОНА-ОН», 1994

…Некоторые уже успели окрестить «Турандот» театральным «Оскаром» (логичнее было бы «Никой»), хотя сами организаторы оценивают свое детище более скромно: «приз из зрительного зала». Тем самым заранее оправдывая любой исход конкурса – театральные залы теперь вновь заполняются до отказа почти каждый вечер. Вместе с тем этот конкурс – редкий пример демократического отношения к театру. В жюри нет ни одного человека, профессионально связанного с драматическим театром. Зато представлен почти весь общественно-политический спектр театральной аудитории: автор идеи Борис Беленький, Евгений Киселев (журналист)… Екатерина Максимова (балерина) … Петр Тодоровский (режиссер), Андрей Макаревич (музыкант)…» и другие.

«Коммерсант-DAILY», 1994

«Хрустальной Турандот» награждаются ЯВЛЕНИЯ на театре, без обязательной привязки к номинациям. То есть номинации существуют (лучшие роли – женская и мужская, яркий дебют, лучшая режиссура, сценография и т.д.), не беда, если в данном сезоне чего-то не произошло. Скажем, не случилась выдающаяся женская роль. Лишь один приз у нас будет постоянным. «Хрустальная Турандот ежегодно присуждается за долголетнее и верное служение театру. И награды этой может быть удостоен любой человек, работающий в театре, — от примы до вахтера. …
«Хрустальная Турандот» крепнет и обретает новых друзей. …
… И все это необычайно важно именно сегодня, когда народ получил свободу и более ничего. Я же глубоко убежден в том, что свобода без культуры – это день открытых дверей в зоопарке.
Великий русский философ В.Соловьев писал: «Спасающий спасется – вот формула прогресса. Другой нет и не будет».

Из интервью с Б. Беленьким, «Известия», 1994

… Помимо «Хрустальных Турандот», были вручены специальные призы спонсорам лучших спектаклей. … «Хрустальная Турандот» показала: все яркие явления сегодняшнего театра родились при помощи тех, кто, по забавному выражению одного из участников церемонии награждения, «спонсорят деньгами». По сути дела, сегодня уже можно сказать, что значительную часть забот о культуре взял на себя деловой мир…

«Деловой Мир», 1994