Валерий Владимирович ФОКИН

Валерий Владимирович ФОКИН

Валерий Владимирович ФОКИН

Народный артист РФ, режиссер, лауреат Гос. премий России, директор Театрально-культурного Центра им. Вс. Мейерхольда, художественный руководитель Театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринского)

  • 1994 Лучшая режиссура «Нумер в гостинице города NN» по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», творческий центр им. Вс. Мейерхольда

По окончании театрального училища им. Б.В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова 15 лет работал режиссером в Московском театре «Современник». В 1985 году Фокин возглавил Московский театр им. М.Н. Ермоловой.

В.В. Фокин внес серьезный вклад в развитие театрального искусства в России и за рубежом, как режиссер и педагог. В 1975-1979 годах он преподавал в ГИТИСе, в 1993-1994 гг. — в высшей Краковской театральной школе (Польша) и Токийском театре «Тоэн» (Япония). Вел мастер-класс на европейских режиссерских курсах в Испании, Швеции, Болгарии.

С 1988 года Валерий Фокин — председатель Комиссии по творческому наследию В. Э. Мейерхольда, а с 1991 года — художественный руководитель созданного по его инициативе Центра имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ).

В 2000 году Валерий Фокин был удостоен Государственной премии России в области просветительской деятельности — «за сохранение, изучение и развитие творческого наследия Вс. Мейерхольда, создание Театрально-культурного центра имени Вс. Мейерхольда».

Дважды спектакли, поставленные В. Фокиным, признавались жюри премии лучшими спектаклями театрального сезона:

  • «Превращение», театр Сатирикон (сезон 1994/1995 гг.);
  • «Еще Ван-Гог…», совместный проект Театра п/р О. Табакова и Творческого центра им. В. Э. Мейерхольда в 1997/1998 гг.

«Привычный театральный язык для Гоголя слишком груб. Наш спектакль — опыт театрального прочтения нескольких фрагментов поэмы “Мертвые души”. Обращаясь к большой литературе, мы стремились избежать литературности. Мы не стали в тысячный раз пересказывать зрителю аферы с покупкой мертвых душ. Мы просто попытались оказаться в ситуации, в которой живут его герои, услышать те звуки, которые слышали они, почувствовать те запахи, что ощущали они, то есть вжиться в их мир».

В. Фокин

«Нумер в гостинице города N» — самый совершенный спектакль Валерия Фокина. Он поставил его почти десять лет назад, и все захлебнулись от восторга. Чудаковатый Чичиков — Авангард Леонтьев — вселялся в крошечную комнатенку, забитую странными старинными вещами, и вдруг пространство вокруг него оживало. Шептали чушь занавески хлопали дверцами шкафы, вкрадчиво поскрипывали половицы. Казалось, что Чичиков попал внутрь своей знаменитой шкатулки, и мертвые души, аккуратно им переписанные, обрели голос, восстали и завели дьявольский хоровод вокруг своего похитителя. Постоянный соавтор Фокина композитор Александр Бакши дал голос вещам, душившим Чичикова, и сочинил дивную симфонию из стуков, скрипов и шелеста. Этот стивенкинговский кошмар моментально сделал Фокина культовым режиссером, обеспечил Авангарду Леонтьеву лучшую роль в его карьере».

В. Никифорова “Weekend”