Давид Львович БОРОВСКИЙ

Давид Львович БОРОВСКИЙ

Давид Львович БОРОВСКИЙ

1934–2006

Театральный художник, сценограф

  • 2006 Лучшая сценография спектакль «Затмение», театр Ленком

Знаменитый театральный художник, сценограф, человек, без которого не было бы самых известных спектаклей легендарной Таганки, Давид Львович Боровский родился 2 июля 1934 г. в Одессе. В 1947—1950 гг. он учился в киевской средней художественной школе и с ранней юности работал в профессиональных театрах Киева — вначале как художник-исполнитель, затем как художник-постановщик. В начале своей карьеры Боровский сотрудничал с режиссером Леонидом Варпаховским, учеником Всеволода Мейерхольда.

В 1956 году Давид Боровский выпускает первый спектакль в качестве художника-постановщика в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки («Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппе). В 1965 г. в Киеве Боровский в качестве художника поставил свой первый спектакль на оперной сцене — «Катерина Измайлова» Шостаковича. В 1966 г. Б.А. Львов-Анохин приглашает его главным художником Московского драматического театра им. Станиславского, а в 1967 г. он переходит в Театр на Таганке для работы над спектаклем «Живой» по Борису Можаеву.

Когда Юрий Любимов увидел эскизы Боровского к спектаклю, то тотчас же пригласил его к себе в театр, а спустя шесть лет назначил главным художником. Здесь Боровский поставил с Любимовым свыше двадцати спектаклей; по существу, он был соавтором таких шедевров Таганки, как «Обмен», «Товарищ, верь…», «Живой», «Мать», «Зори здесь тихие», «Гамлет», «Дом на набережной», «Высоцкий» и др.

Главной особенностью творчества этого художника является уникальное соединение острейшей условности с пронзительной жизненной правдой. У Боровского условность и правда всегда былисоединены в одно целое. Как правило, он сочинял спектакль из очень немногих и очень простых элементов, любил вводить реальные бытовые вещи из реальной жизни, знакомые каждому зрителю и вызывающие глубоко личные воспоминания. Так было и в «Зорях», так было и в «Гамлете», так было и в недавнем «Вишневом саде» в МХТ, где он был главным художником с 2002 года.

Давид Боровский работал во многих театрах и со многими режиссерами и в России, и за рубежом. И все-таки, вершина его искусства — великие спектакли, созданные им в 60-е и 70-е годы с Юрием Любимовым.

Режиссеры любили работать с Боровским, к какой бы школе они ни принадлежали: Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Иштван Хорваи, Валерий Фокин, Олег Ефремов, Леонид Хейфец, Галина Волчек, Олег Табаков, Лев Додин, Михаил Левитин… Художник много работал за рубежом, в том числе в Италии, Германии, Венгрии, Франции, Финляндии, США. Всего в его творческом наследии около 150 спектаклей. Последним спектаклем, над которым он работал в качестве художника–постановщика на московской сцене, стал спектакль театра «Ленком» «Затмение» (по пьесе К. Кизи «Полет над гнездом кукушки»).

Боровский — народный артист России, лауреат Государственной премии РФ (1998).

«Театральность Боровского, его режиссерское мышление, способность его видеть сценографическое полотно не как прекрасную картинку, но как суть и нерв спектакля, делают его выдающимся, великим художником, который, в сущности, возродил традиции мейерхольдовской сценографии и динамики».

Алексей Бартошевич

«Декорация Давида Боровского беспощадна. Блещут белый кафель и стекло — пространство похоже на лабораторную муфельную печь для сжигания отработанного биоматериала. (Конечная цель, само собой, благо человечества.) Хромированные вытяжки под потолком усиливают сходство. Стеклянная клетка медсестры со стальным кружком репродуктора напоминает кассу банка. Телевизоры укреплены на стенах: выпуклые глаза аргусов, мониторы, камеры слежения. Надзор, наркоз и найтклаб слиты воедино в стекле «государева ока». Эталонный интерьер эпохи хай-тека. Злая пародия на хай-тек».

Е. Дьякова, «Новая газета»