Генриетта Наумовна ЯНОВСКАЯ

Генриетта Наумовна ЯНОВСКАЯ

Генриетта Наумовна ЯНОВСКАЯ

Режиссер, главный режиссер МТЮЗа

  • 1997 Лучшая режиссура спектакль «Гроза» по пьесе А.Н. Островского, МТЮЗ
  • 2006 Лучшая режиссура спектакль «Трамвай «Желание», МТЮЗ

В 1967 году окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, курс Г.А. Товстоногова). Дебютировала в ленинградском областном Малом драматическом театре (ныне МДТ – Театр Европы) спектаклем «Варшавская мелодия» Л. Зорина. В 1968 году выпустила здесь же «Бал воров» Ж. Ануйя, подтвердивший своеобразие ее режиссерского почерка.

Начиная с 1970 года, Г. Яновская много работала в разных театрах России. А в 1984 г. она дебютировала на московской сцене спектаклем «Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина (Театр имени Моссовета), открывшем новые грани дарования актрис О. Остроумовой и Н. Теняковой.

С 1986 г. — главный режиссер Московского театра юного зрителя (МТЮЗ). Ее первая постановка в МТЮЗе — «Собачье сердце» по М. Булгакову — изменила судьбу, имидж театра. Спектакль стал одним из значительных явлений сезона 1986/1987, открытием «театрального организма со своим особенным взглядом на мир и серьезной эстетической позицией». Г.Н. Яновская ныне заслуженный авторитет в театральном мире и профессиональной режиссуре.

«…никогда еще до «Грозы» она так не давала себе войти в положение персонажей, не была пронзена таким болезненным пониманием каждого человека и всего этого поэтического в своей злосчастности и заскорузлости мира. …Яновская всем выстроила роли, именно всем. Несчастный мир, где никто, в сущности, не хочет другому зла, где даже любят друг друга. И начисто не понимают ни себя, ни других. Не слышат. Не видят. Не умеют сказать».

И. Соловьева

«…В «Грозе» она спорит с легендой учебника по литературе, с мощной системой идеалов, созданных внутри этого пожелтевшего учебника. … У Яновской Катерина не глупая. Но явно неуравновешенная. С припадками. С медицински точно прописанной истерикой. Закушенные губы, блуждающие глаза, явное заговаривание. Ничего общего с той монументальной, царственной Катериной, которую сто тридцать лет играли великие русские актрисы… ТЮЗовскую Катерину надо, в принципе, лечить и даже спасать. Но спасать Катерину просто некому…».

журнал «Огонек»