Марк Анатольевич ЗАХАРОВ

Марк Анатольевич ЗАХАРОВ

Марк Анатольевич ЗАХАРОВ

1933–2019

Художественный руководитель театра «Ленком», режиссер, профессор, народный артист СССР, лауреат Государственных премий

  • 1999 Лучшая режиссура спектакль «Мистификация», театр «Ленком»
  • 2011 Театральное достояние
  • 2018 «Недосягаемый» За честь и достоинство

В 1955 г. окончил актерский факультет ГИТИСа (мастерская И. Раевского). Работал актером в Пермском областном драматическом театре, в Московском театре им. Гоголя, актером и режиссером в Театре миниатюр, Студенческом театре МГУ, режиссером в московском Театре сатиры, Театре им. Маяковского. С 1973 г. — главный режиссер и художественный руководитель Московского театра им. Ленинского комсомола (ныне — театр «Ленком»). С 1978 г. преподает в ГИТИСе (РАТИ).

Среди театральных работ:

  • «Доходное место» (1967) — Московский театр сатиры;
  • «Тиль» (1974), «Юнона и Авось» (1981), «Диктатура совести» (1986), «Мудрец» (1989), «Поминальная молитва» (1989), «Школа для эмигрантов» (1990), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1993), «Чайка» (1994), «Королевские игры» (1995), «Варвар и еретик» (1997), «Мистификация» (1999), «Плач палача» (2003) — театр «Ленком».

«Обычно художник творит в русле тех эстетических установлений, которые созданы до него предшественниками. Марку Захарову удалось большее — создать новое направление в театральном искусстве, создать синтетический театр с целой системой средств сценической выразительности, и зрители с первых же спектаклей почувствовали это. В зрительном зале театра никогда не было и нет ни одного свободного места, какая бы театральная или политическая «погода» ни была вне стен «Ленкома». Ряд спектаклей народного артиста СССР М. Захарова стал классикой театрального искусства. Актеры «Ленкома», воспитанники Захарова, невероятно популярны и любимы зрителями. Многих учеников воспитал мастер в Российской академии театрального искусства (ГИТИС), и некоторые из них успешно играют сегодня на прославленной сцене».

«Театральная Афиша», 2002

«Версия гоголевских «Мертвых душ», названная Марком Захаровым «Мистификацией», стала в Москве главным театральным событием. Режиссер поставил спектакль — будто выступил на заочном консилиуме политологов, рассуждающих о шансах страны».

Р. Должанский, «Коммерсантъ»

«то один из самых сложных спектаклей Захарова последних лет и самых свободных…. Хочется написать, к а к это сделано режиссером. Как сберегая Гоголя смешного, избегая скучного, школярски заученного, он дал нам ощутить Гоголя страшного, запредельного, скорбного — потаенные слезы и погребальный звон, который вдруг слышится в самых развеселых сценах».

В. Максимова, «НГ»

«При всей разномастности, разношерстности, белиберде и одновременном монтаже декораций, а вернее, что со всем этим вместе у Захарова выходит удивительно цельное зрелище. «Цельный театр», — сказала о «Мистификации» критик Вера Максимова»

Г. Заславский, «НГ»