Владимир Михайлович ЗЕЛЬДИН

Владимир Михайлович ЗЕЛЬДИН

Владимир Михайлович ЗЕЛЬДИН

1915–2016

Актер Центрального театра Российской армии, Народный артист СССР. Награжден тремя Орденами Трудового Красного Знамени, Орденом Дружбы народов, орденами «За заслуги перед Отечеством», лауреат Госпремии

  • 2001 За долголетнее и доблестное служение театру
  • 2005 Лучшая мужская роль Дон Кихот, «Человек из Ламанчи», театр Российской армии

В 1935 г. закончил актерский курс Производственно-театральных мастерских при театре МОСПС (создан в 1923 г., в 1930 г. переименован в Театр им. МОСПС, в 1938 г. стал основой Театра им. Моссовета) и был принят в труппу театра. В 1938 г. Зельдин переходит в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В. Гоголя). Здесь актер сыграл в спектаклях, поставленных по классикам мировой литературы: «Без вины виноватые» А. Островского (массовка), «Комедия ошибок» У. Шекспира (Антифон Сиракузский), «Коварство и любовь» Шиллера (Фердинанд).

В 1940 году И. Пырьев утвердил Владимира Михайловича на главную роль (пастуха Мусаиба Гатуева) в свой новый фильм «Свинарка и пастух». Это был уже второй фильм Зельдина, а дебютировал он в картине Г. Рошаля «Семья Оппенгейма». «Пырьев перевернул мою творческую биографию, дал мне профессию и славу», — вспоминает В. Зельдин. Уже во время съемок фильма в июне 1941 г. на Домбае Владимира Михайловича и всю съемочную группу настигла новость о начале войны. Через несколько дней после возвращения в Москву ему пришла повестка с направлением в танковое училище, но меньше, чем через месяц вышел приказ министра кинематографии о продолжении съемок и возвращении всех мужчин, занятых в фильме, на «Мосфильм» с выдачей брони. Съемки продолжались до конца 1941 г. По окончании съемок Владимир Михайлович уехал вместе с киностудией «Мосфильм» в эвакуацию в Алма-Ату. Во время войны Зельдин часто ездил на фронт, выступая в концертных бригадах. В сезоне 1942—43 гг. В. Зельдин служил в Русском драматическом театре в Алма-Ате. Здесь он сыграл одну из любимых своих ролей — Теодоро в «Собаке на сене» Лопе де Вега. Из Алма-Аты театр, а вместе с ним и Владимир Михайлович, переехал в Чимкент. В 1943 г. Зельдин вернулся в Москву, где продолжил работу в Театре транспорта.

В январе 1946 г. Владимир Зельдин дебютировал в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцеля «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега на сцене Театра Красной (ныне Российской) Армии. Дебют оказался феерическим, спектакль более, чем успешным, и за следующие тридцать лет более 1000 раз Зельдин блистал в роли Альдемаро, а Театр Армии стал для него домом и остается им по сей день. После одного из спектаклей к нему в гримёрку заходила поблагодарить Анна Ахматова, и с этим же спектаклем связан единственный режиссерский опыт артиста, когда Владимир Михайлович сам подготовил молодежный состав во главе с Федором Чеханковым и передал спектакль по наследству.

Владимир Зельдин не изменил Театру Армии, сыграв около 50 ролей, в том числе Транио в «Укрощении строптивой», Поручика Ржевского в «Давным-Давно» (постановка А.Д.Попова), барона Мюнхгаузена в «Комической фантазии о жизни и смерти знаменитого барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена» Г. Горина, Л. Папагатто в спектакле «Моя профессия — синьор из общества» и др. В настоящее время занят в спектаклях Театра Армии: «Человек из Ламанчи», «Давным-давно», «Загнанная лошадь», «Приглашение в замок».

«Он один из немногих на русской сцене сумел придать легкому жанру (так востребованному в сталинские времена и кровожадной властью, и уставшей от политического людоедства публикой) необходимую легкость…Его голос, обаяние, энергетика, в отличие от всяких там канонов, и впрямь не подвержены коррозии времени. Они на все времена».

Марина Давыдова, «Известия»