Московский театр ЛЕНКОМ

Московский театр ЛЕНКОМ

Московский театр ЛЕНКОМ

  • 2007 За вклад в театральное искусство России

Основан в 1927 году как Центральный московский театр рабочей молодежи (ТРАМ), но постепенно превратился в профессиональный театр. В 1938 году художественным руководителем коллектива, получившего новое название Театр Ленинского комсомола, стал И.Н. Берсенев, приведший с собой из разогнанного МХАТа 2-го команду блистательных актеров — С.Г. Бирман, А.Г. Вовси, С.В. Гиацинтову. При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Большой интерес публики вызвали спектакли театра: «Нора» Г. Ибсена, «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, «Живой труп» Л.Н. Толстого, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Парень из нашего города» К.М. Симонова.

После смерти Берсенева в театре сменилось несколько руководителей, но памятного следа и этапных спектаклей они не оставили. Новый взлет театра связан с именем А.В. Эфроса, в 1963 году вставшего во главе театра. Эфрос кардинально обновил репертуар театра, обратился к острым, актуальным проблемам современности. В спектаклях Эфроса («В день свадьбы» В.С. Розова, «Мой бедный Марат» А.Н. Арбузова, «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» Э.С. Радзинского, «Чайка» А.П. Чехова, «Мольер» М.А. Булгакова) раскрылись дарования О.М. Яковлевой, А.И. Дмитриевой, Л.К. Дурова, А.В. Збруева, М.М. Державина, А.А. Ширвиндта, получили новые интересные роли мастера театра — Гиацинтова, Пелевин, Вовси. Но через четыре года Эфрос был отстранен от руководства театром, вместе с ним ушли многие актеры.

С 1973 года театр возглавляет М.А. Захаров, энергия режиссерской мысли которого вдохнула в театр новую жизнь. Благодаря Захарову театр расширил стилистический диапазон, включив в репертуар спектакли разных жанров — от психологической драмы до мюзиклов, от трагедии до публицистической драматургии. Среди лучших спектаклей театра: «Тиль» Г.И. Горина, «Иванов» А.П. Чехова, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Л. Рыбникова и П.М. Грушко, «Жестокие игры» А.Н. Арбузова, «»Юнона» и «Авось»» А.Л. Рыбникова и А.А. Вознесенского, «Три девушки в голубом» Л.С. Петрушевской, «Мудрец» по А.Н. Островскому, «Поминальная молитва» Г.И. Горина по Шолом-Алейхему, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Королевский игры» Г.И. Горина, «Варвар и еретик» по роману Ф.М. Достоевского «Игрок», «Мистификация» по пьесе Н.Н. Садур «Брат Чичиков», «Шут Балакирев» Г.И. Горина, «Затмение» по роману К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и др.

Марку Захарову удалось сформировать блестящую команду единомышленников, в которую вошли драматург Григорий Горин, сценограф Олег Шейнцис, актеры Александр Абдулов, Анна Большова, Леонид Броневой, Олеся Железняк, Александра Захарова, Александр Збруев, Николай Караченцов, Татьяна Кравченко, Александр Лазарев-мл., Евгений Леонов, Мария Миронова, Дмитрий Певцов, Татьяна Пельтцер, Виктор Раков, Сергей Степанченко, Сергей Фролов, Сергей Чонишвили, Инна Чурикова, Елена Шанина, Олег Янковский… В разные годы лауреатами премии «Хрустальная Турандот» становились Александр Абдулов (1997, лучшая мужская роль — Алексей Иванович, «Варвар и еретик»), Давид Боровский (2006, лучшая сценография — спектакль «Затмение»), Григорий Горин (1995, лучшая современная пьеса), Марк Захаров (1999, лучшая режиссерская работа — спектакль «Мистификация»), Александра Захарова (2001, лучшая женская роль — Екатерина Алексеевна, «Шут Балакирев»), Николай Караченцов (2005, приз «Хрустальная роза» за вклад в театральное искусство), Александр Лазарев-мл. (1996, лучшая мужская роль — Генрих VIII, «Королевские игры»), Амалия Мордвинова (1996, лучший дебют сезона — Анна Болейн, «Королевские игры»), Сергей Фролов (2001, лучший дебют сезона — Иван Балакирев, «Шут Балакирев»), Инна Чурикова (1995, лучшая женская роль — Аркадина, «Чайка»; 1997, лучшая женская роль — Антонида Васильевна, «Варвар и еретик»), Олег Шейнцис (1997, лучшая сценография — «Варвар и еретик»; 2001, лучшая сценография — «Шут Балакирев»). Пять раз спектакли «Ленкома» признавались Высшей театральной премией Москвы «Хрустальная Турандот» лучшими спектаклями сезона.